|
WEB - 2Здравствуйте и добро пожаловать на веб-2. Web 2.0 - это не новый стандарт, это не новый формат. Web 2.0 - это всего лишь обозначение новых течений, нового этапа эволюции в Интернете. Появление термина Web 2.0 принято связывать со статьёй «TimO’Reilly - WhatIsWeb 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№№ 37 (609) и 38 (610) от 11 и 18 октября 2005 года соответственно) и затем выложенной под заголовком «Что такое Веб 2.0» веб-сайтом «Компьютерраonline». В этой статье Тим О’Рейли связал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития Интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0, в противовес «старому» Web 1.0. Совершим краткий экскурс в историю развития Интернета. Web 0.0 Это время начала, когда Интернетом занимались только специалисты. Web 1.0 Интернет становится общедоступным. Его характерным признаком было деление пользователей сети на потребителей и создателей. Потребители должны были уметь найти нужную информацию и при необходимости сохранить на своем компьютере. Создатели отвечали за текстовое наполнение сети. Как правило, пользователи могли общаться на форумах, в чатах и прочих публичных местах, но лишь немногие могли создавать собственные сайты, чтобы выражать себя максимально полно. Определяющей функцией Интернет в этот период названо саморазвлечение, а определяющим действием - внимание. Web 2.0 Это тот Интернет, которого все ждали, который нужен. В Web 1.0 определяющим были технические возможности, а человек подстраивался. В Web 2.0 определяющим является человек, его знания и взаимодействие с другими людьми. Технические возможности не тормозят творчество и служат ему. Нельзя сказать, что "второй" веб пришел резко и сменил собой устаревшие сайты. Наоборот, это результат постоянно текущего прогресса, логическое улучшение. Интернет продвинулся и назвали его не новое поколение Интернета, а Web 2.0. Основные характерные черты Web 2.0. Первой стали Интернет-услуги. На первых порах Web представлял собой статические сайты со статическим HTML-кодом, задачей которого была предоставление информации. По мере развития HTML и интеграции в web-страницы скриптов, страницы стали динамичны, а на сайтах стало возможным предоставлять не только информацию, но и услуги: поисковые системы, online-магазины, web-архивы и другое. Второй характерной чертой стала популярность онлайн дневников (блогов). Легкость, с которой сейчас можно создавать веб-страницы, а так же, появление соответствующих Web-сервисов, привели к тому что, каждый желающий, без какой-либо специальной подготовки имеет возможность излагать свои мысли в Интернет. Люди высказывают свое мнение по тому или иному вопросу или делятся впечатлениями дня. И хотя те, кто ставил своей задачей дать людям знания, все так же работает над переводом документации, созданием информационных или образовательных статей, многие новые авторы, используя новые возможности, но, не имея знаний, которыми можно было бы поделиться, делятся впечатлениями, просто общаются. Такова вторая черта Web 2.0: люди больше не используют сеть как базу знаний, они используют ее как средство общения. Еще одна интересная особенность современного Web заключается в том что, для многих авторов сайтов собственный контент потерял ценность. Изначально, страница, выложенная на сайт, была конечной инстанцией и обсуждению не подлежала. Автор ценил свой текст, считая его важным в таком виде, в котором он его создал. Теперь на многих сайтах разрешено не просто обсуждать статью в форуме или комментариях, но и напрямую редактировать ее содержание. Так сформировалась еще одна черта Web 2.0: Личные публикации уступили место соавторству. И последнее существенное отличие Web 2.0 от старого Web: На смену стратегии удержания пользователей на сайте, приходит стратегия «синдикации контента», смысл которой заключается в интеграции одного содержимого в другое, слияние материалов различных сайтов, взаимное обогащение материалом. Таким образом, принципиальное отличие Web 2.0 от Web 1.0 – это его социальная ориентированность. Социальные сервисы – это второе название сети нового поколения. Функция этого периода обозначена как самопубликация, а действие - участие.
Классификация сервисов Среди многообразия способов классификации сервисов Веб 2.0 наиболее простой представляется пользовательская классификация, устроенная по принципу – что можно делать с помощью этого средства: 1. Сетевые дневники (блоги) 2. Совместный поиск информации 3. Совместное хранение закладок 4. Совместное хранение медиафайлов : фотографии, схемы, рисунки; презентации, видео, документы, карты знаний, аудиозаписи. 5. Совместное редактирование документов, электронных таблиц 6. Коллективное редактирование гипертекстов 7. Социальные сети Для более детального ознакомления с видами социальных сервисов рекомендуется прочитать материал, представленный по ссылке
Эффект использования Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом: 1. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. 2. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. 3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д. 4. Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми. Технология WEB 2.0 дает возможность педагогу создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые 21 веку: - Информационная грамотность - умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию - Медийная грамотность - способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов - Организационная грамотность – способность планировать свое и время своей группы; понимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями - Коммуникативная грамотность – навыки эффективного общения и сотрудничества - Продуктивная грамотность - способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование.
Опыт использования социальных сервисов формирует у обучающихся осознание того, что: 1. Все, что мы делаем, думаем и записываем, имеет значение, поскольку сохраняется в цифровой памяти и является вкладом. 2. Мы действуем, думаем и учимся постоянно. Нельзя сразу научиться находить нужное или писать хорошее. При помощи сервисов можно постоянно искать, замечать, классифицировать и наблюдать за тем, как это делают другие. Можно учиться, наблюдая за деятельностью других людей в сети. 3. Мы учимся не стремиться сделать сразу много и слишком хорошо. Практика использования коллективных документов и блокнотов приучает нас не бояться показывать свои черновые записи. 4. Мы учимся быть как можно точнее в тех заданиях, которые мы даем сетевым сервисам, поскольку они исполнительны и лишены воображения. Мы учимся сотрудничеству с другими людьми в реальных ситуациях совместного редактирования, конструирования и совместной классификации. 5. Мы учимся заботиться о других людях и приносить им пользу. Если мы нашли или сделали что-то полезное для себя, то есть большая вероятность, что это понадобится и другим. 6. Мы можем конструировать содержание из разнообразных цифровых объектов. Встраивание карт Google, альбомов Picasa, видеоканалов YouTube постоянно формирует нашу медиаграмостность и компетентность. 7. Мы можем использовать для конструирования в цифровой среде объекты, которые создали другие люди (слова, мысли и средства), а также предложить свои страницы другим членам сообщества, и они смогут посмотреть как сложены эти страницы и построить из них свои собственные ресурсы. 8. Мы учимся гордиться тем, что наши объекты берут и используют. Из кирпичиков, которые взяли и использовали строится крепкая репутация. 9. Не только слова, которые мы пишем на новой электронной бумаге, но и свойства этой новой бумаги, постоянно меняются. То, что мы освоили массу новых сервисов и научились совершать с их помощью несколько полезных действий, означает, что мы освоились в культуре начала 21 века. Через несколько лет сервисы и действия изменятся. 10. Мы учимся учиться постоянно. Одна из главных компетенций 21 века –готовность к переменам и обучению. Мы должны постоянно улучшаться, чтобы соответствовать меняющемуся миру.
Исповедуя доступность, открытость, интерактивность иколлективизм, социальные сервисы Web 2.0 становятся образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения.
Источники: http://goo.gl/vnoV1BПатаракин Е.Д. Социальные сервисы ВЕБ 2.0 в помощь учителю - М: 2007 http://goo.gl/5EU02V http://distancionnoeobuchenie.com/chto-takoe-web-2-0 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1_2.0
|
|